Сведения о ДОО
Визитная карточка
Ребята-пингвинята
Категории
Конспекты [4]
Консультации [9]
Планирование [1]
Родительская беседка
Методическая копилка
Электронные услуги
Федеральные сайты
Главная » 2014 » Декабрь » 8 » Региональный компонент в реализации задач физического развития детей дошкольного возраста. Составитель - воспитатель Агапитова О.Б.
03:44
Региональный компонент в реализации задач физического развития детей дошкольного возраста. Составитель - воспитатель Агапитова О.Б.

Прежде чем раскрыть данную тему, обратимся к понятиям «регион», «региональный» и «компонент».

Большая Советская Энциклопедия дает следующее определение: «Регион (от лат. regio - страна, область) - крупная индивидуальная территориальная единица (например, природная, экономическая, политическая)». Новый энциклопедический словарь трактует данное понятие как «значительная по размерам территория, обладающая некоторой общностью природных условий».

 А словарь исторических терминов дает следующее определение понятию «региональный - местный, областной - относящийся к какой-либо определенной территории,  району (региону), области, стране, группе стран, построенный по территориальным признакам». Другой автор В. Буданова утверждает - «региональный - это относящийся к конкретному региону (части страны, отдельные территории)»

Понятие «компонент» в Большом Энциклопедическом Словаре (от лат. componens - составляющий) - составная часть, элемент чего-либо. Философский словарь рассматривает это понятие так: «компонент - содействующая сила, частичная причина, оказывающая влияние на продукт, на результат».

 В педагогической науке понятие Региональный компонент в образовании определяется как создание системы форм и способов оптимального для данного региона осуществления образовательного процесса

Региональный (национально-региональный) компонент образования в его современном нормативно - установленном виде - относительно новый тип дошкольного образования. Принятый Закон Российской Федерации (РФ) «Об образовании» определил ряд важнейших компетенций субъектов России в области общего образования и статус его регионального компонента.

Обратимся конкретно к региональный компоненту в реализации задач физического развития детей дошкольного возраста.

Как известно, климатические особенности Севера, а именно Заполярья предъявляет организму человека повышенные требования. Вечная мерзлота, долгая полярная ночь, полярный день, суровая зима, низкая среднегодовая температура, а также перепады температуры воздуха, силы ветра и давления, низкое содержание кислорода в атмосфере, обилие пасмурных дней с дождями и снегопадами, создают дискомфортные условия для жизни и вызывают нежелательные изменения в самочувствии ребенка, его настроении, снижают уровень двигательной активности и физической подготовленности, усугубляют течение болезней.

Конечно, эти условия требуют от педагогов очень серьезного подхода к задачам физического развития детей дошкольного возраста, проблемам организации жизни и укрепления здоровья детей дошкольного возраста.

Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет 10% от контингента детей, поступающих в школу. В последние годы отмечается увеличение числа детей с дефицитом массы тела и низким ростом. 10-25% детей имеют отклонения со стороны сердечно-сосудистой системы (повышение артериального давления), болезни органов дыхания, пищеварительной системы, аллергических проявлений. Отмечается высокая заболеваемость органов зрения (50-52%), кариес (98,6%), низкий уровень обеспечения организма витамином С, анемичное состояние, характеризующееся снижением количества гемоглобина в крови.

К трем годам дети приходят в детский сад с нарушениями координации движений и неправильной осанкой (у 80% детей нарушена координация движений не в связи с заболеванием нервной системы, а из-за задержки моторного развития), что обусловлено неправильным двигательным режимом дома. Около 40% детей входят в группу риска по развитию психических нарушений.

Ухудшение состояния здоровья детей в нашем заполярном регионе обусловлено многими факторами. Помимо неблагоприятных климатических особенностей на здоровье детей отрицательно влияют ухудшение экологической обстановки, электронно-лучевое, металло-звуковое облучение детей (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, просмотр видеофильмов и т.д.), а так же социальная направленность в обществе и интенсификация процесса обучения.

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников - одна из актуальных проблем нашего времени. В центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей должны находиться семья и образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть своего активного времени.

На фоне прогрессирующей гиподинамии первостепенной стала задача формирования у детей интереса к движению, физической культуре и спорту, повышению двигательной активности.

И только творческий подход поможет правильно построить педагогический процесс. Умело, гибко используя, рекомендации программы с учетом возраста детей, национальных традиций и особенностей региона. А также, опираясь на принципы и методологические подходы авторов Н.В.Алябьевой, Л.Д.Глызиной, М.Л.Лазаревой, В.М.Кузнецовой. Которые считают, что процесс формирования здоровья дошкольников необходимо осуществлять на принципах характерных для данного возрастного периода. Принципы фсцинации (очарование), синкретичности (объединение), творческой направленности (автор Л.Д. Глызина).

В суровых условиях Крайнего Севера мы не можем полностью использовать время, отведенное для прогулки, особенно в зимнюю полярную ночь, поэтому в режиме дня детей в МАДОУ компенсируем недостаток двигательной активности хорошо продуманной и организованной двигатель- но-игровой деятельностью в помещении. Для этого используем физкультурный и музыкальный залы, коридоры, группы.

Для реализации задач в физическом  развитии детей в наших климатических условиях надо проводить в детском саду спортивные мероприятия: массовые детские пробеги, соревнования, праздники «Здравствуй, Солнце!»,  «Папа, мама, я - спортивная семья»,  «Да здравствуют дети нашей планеты!»,  Малые зимние Олимпийские игры,   Фестиваль спорта «Белый медвежонок».

В полярные зимние сумерки в связи с отсутствием солнечной световой активности, резкими перепадами температур и атмосферного давления ухудшается самочувствие детей. В этот период продлевается время дневного сна, увеличивается двигательная активность и уменьшается умственная нагрузка. Основной резерв двигательной активности детей может реализоваться за счет организованных в детском саду физкультурных мероприятий.

Чтобы добиться реализации поставленных задач по физическому развитию в условиях Крайнего Севера должна быть организована систематическая физкультурно-оздоровительная работа с детьми в МАДОУ: 

1. Обеспечение здорового образа жизни

-      щадящий режим в период полярной ночи;

-      рациональное питание;

-      занятия по ОБЖ;

-      обеспечение чистоты среды, температурного режима и чистоты воздуха (лампа Чижевского);

-      обеспечение светового режима;

-      закаливание.

2. Организация двигательного режима

-      утренняя стимулирующая гимнастика;

-      физкультурные занятия: 2 - в зале, 1 - на улице;

-      спортивный кружок «Оранжевый мяч»;

-      коррекционная физкультура: игровой стретчинг, занятия на тренажерах;

-      профилактика плоскостопия и нарушений осанки, гимнастика

для глаз;

-      подвижные игры и игровые упражнения;

-      спортивные игры;

-      физкультминутки;

-      дозированный бег (улица);

-      релаксация;

-      психогимнастика;

-      дыхательная гимнастика, игровой массаж.

3.    Музыкотерапия

-      музыкальное оформление занятий и режимных моментов;

-      музыкально-ритмические движения.

4.    Активный отдых

-      праздники, развлечения;

-      игры-забавы;

-      Дни Здоровья;

-      каникулы;

-      самостоятельная двигательная деятельность детей в течение дня.

5.    Оздоровительные мероприятия

-      «С» - витаминизация 3-го блюда;

-      прием рыбьего жира 2 раза в год

-      натуротерапия: свежие фрукты и соки, использование в пищу изюма, кураги, лимонов, йодированной соли;

-      иммуностимуляторы: витаминный чай, напиток из шиповника, полиен с облепихой, шиповником;

-      лекарственная терапия: оксолиновая мазь;

-      точечный массаж.

Весь этот комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий способствуют формированию личности, поддержание на необходимом уровне физического и психического здоровья детей Кольского Заполярья.

А, как известно фундамент здоровья закладывается в детстве, что особенно важно в экстремальных климатических условиях  Крайнего Севера.  Вот поэтому так важно учитывать региональный компонент в реализации задач физического развития детей дошкольного возраста.

Литература

1. Алябьева Н.В. Формирование потребности в физических упражнениях у дошкольников в условиях Кольского Севера Мурманск, 1991.

2.Глазырина Л.Д. Физическая культура дошкольников Младший. Старший возраст М., 1999.

3. Глазырина Л.Д. Волшебный мир движений Минск, 1997.

4. Кузнецова В.М. Зимний тренажер здоровья Мурманск, 1999.

5. Кузнецова В.М. Физкультурные занятия в ДОУ с учетом особенностей Заполярья Мурманск, 2001.

6. Рунова М. Дошкольное учреждение: оптимизация режима двигательной деятельности// Д/в, 1998, №6.

Категория: Консультации | Просмотров: 1102 | Добавил: sailarxxx | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Рады общению
Статистика

Год экологии

Мероприятия в Год экологии в МАДОУ №115
Дистанционные задания

Ознакомиться с материалами, которые пропустил Ваш ребенок, помогут задания из этого блока
Социальные ролики
Просмотреть...
Конкурсы
Карта сайта
Карта сайта
Календарь
«  Декабрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Архив записей
Наш опрос
Уважаемые родители! Какие виды деятельности предпочитает Ваш ребенок?
Всего ответов: 14

Copyright sadik115 © 2017